В средние века в период правления на Руси Ивана III обозначился переход от удельного княжения к государственному управлению. Были созданы Приказы, в том числе финансовые: Большого Двора, Большого Прихода, Счетный. Именно Счетный Приказ, судя по всему, служил неким прообразом современного казначейства, потому что его обязанностью было ведать В«всего Московского государства приходом, расходом и остатком по книгам за многие годыВ». А с созданием в 1512 году Казенного Приказа в В«штатном расписанииВ» появилась и должность казначея - хранителя великокняжеской казны и архива. Хранились в Казенном Приказе в то время - золото, серебро, посуда, бархат, шелк и др. Однако системной организации государственных финансов до Петра I не существовало.
Царствование Петра Великого произвело полный переворот в системе местного управления. В 1717-1718 годах вместо прежних Приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово-экономический характер. С финансовой точки зрения, самыми важными из них были три:
- Камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом;
- Штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами;
- Ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам.
Высшим органом финансового управления в стране был Сенат.
Контроль за поступлением доходов в провинциях осуществляли воеводы - главы 45 провинций, входящих в состав 11 губерний. Непосредственный сбор доходов возлагался на надзирателей сборов, или камериров, под начальством Камер-коллегии. Одновременно в ведении Штатс-контор-коллегии утверждается должность рентмейстера, или казначея. Казначей принимал поступающие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство, или рентарея, состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную Казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.
В период царствования Екатерины II первым по значению правительственным лицом становится Генерал-прокурор. Он ежегодно представляет на утверждение Императрицы табели о государственных доходах, расходах и остатках. Сосредоточение в руках Генерал-прокурора общего надзора за государственными финансами дало возможность установить более правильную финансовую систему. |
Так, важнейшей ступенью в ее развитии стал выход в 1775 году правового акта В«Учреждения для управления губерний Российской ИмперииВ», согласно которому в каждой губернии создаются Казенные палаты, которые, по сути, начинают выполнять функции представительств финансовых органов на местах. Губернии теперь делятся на уезды, и в каждом уезде - свой уездный казначей, назначаемый на эту должность на три года. В его обязанности входит прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. При приеме денег от плательщиков он обязан выдавать квитанции. Одновременно были упорядочены учет и отчетность, что позволило составлять более реальный бюджет (табель государственных доходов и расходов).Одним из самых примечательных изменений в организации управления финансами во время правления Павла I стал вывод казначейских В«экспедицийВ» Сената из ведения Генерал-прокурора и подчинение их Государственному казначею. Таким образом, управление финансовой частью государства становится самостоятельным.
Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В сентябре 1802 года был подписан Манифест В«Об учреждении МинистерствВ», предусматривающий образование восьми министерств, в том числе и Министерства финансов. Ведомство Государственного казначея осталось нетронутым. В 1809 году одним из самых замечательных умов в русской истории М.М. Сперанским был подготовлен план финансовых преобразований, известный как В«План финансовВ». Это было начало новой эпохи в истории российского бюджетного хозяйства: подобного систематического свода правил о составлении, рассмотрении и исполнении смет никогда до этого не было. |
А с учреждением в 1821 году Департамента Государственного казначейства в Российской Империи окончательно сложился и, впоследствии, был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального - Департамента государственного казначейства - до местных - губернских и уездных казначейств.
В царствование Императора Николая I проводится постоянная и упорная работа по совершенствованию управления, в частности, был проведен ряд мероприятий по упорядочению переписки и отчетности.
С приходом к власти Императора Александра II произошли коренные изменения в жизни страны, повлекшие за собой и финансовые преобразования. Началом реформы в бюджетном, кассовом и ревизионном деле следует считать 1858 год. Это год начала разработки бюджетного законодательства, которая продолжалась более трех лет. Кроме того, в результате финансовой реформы Александра II происходит преобразование кассового устройства по принципу В«единства кассВ»: до 1863 года каждое министерство имело свое казначейство, которое собирало доходы и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы Министерства финансов лишь свободные остатки, теперь же все казначейства министерств были упразднены и их обязанности возложены исключительно на кассы Министерства финансов. Кассы министерства финансов должны были, с одной стороны, соединить все поступающие доходы, с другой - производить государственные расходы, непосредственно выдавая их кредиторам казны. В 1864 году единство кассы было введено в 12 губерниях, а в 1866 году - повсеместно. |
|
История создания Смоленского казначейства естественным образом совпадает с процессом образования казначейской системы Российской государства.
В 1866 году было образовано Смоленское казначейство как самостоятельное губернское учреждение. В штат казначейства входили губернский казначей, помощник казначея, главный бухгалтер, старший бухгалтер, 4 бухгалтера и 3 кассира. Все сотрудники губернского казначейства имели чин, соответствующий занимаемой должности. Казначейство совершало сбор доходов по распоряжениям различных учреждений (Смоленского губернатора, Смоленской казенной палаты, Министерства финансов, Государственного банка, Министерства внутренних дел и др.), следило за своевременным поступлением доходов, представляя казенной палате сведения о накопившихся неуплатах. Избытки доходов уездные казначейства передавали в Смоленское казначейство в определенные сроки, а последнее - в Смоленский государственный банк. В обязанности казначейства входили: - прием, хранение и расходование специальных средств и депозитов правительственных учреждений, общественных и сословных сумм; - продажа гербовой бумаги, марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по акцизным сборам; - выдача свидетельств на право торговли и промыслов, билетов на торговые и промышленные заведения и паспортов мещанам; - прием на временное хранение сумм присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц, а также перевод частных денежных сумм из одного города в другой через местные казначейства; - счетоводство по всем доходам и расходам казначейства и представление в установленные сроки отчетности, как казенной палате, так и учреждениям государственного контроля (контрольной палате).
В связи с возросшим объемом работ штат смоленского казначейства в 1896 году был расширен, введены должности вольнонаемных писцов и присяжных счетчиков. На работников казначейства был возложен ряд операций государственного банка: - открытие текущих счетов; - размен денег; - уплата процентов по купонам; - перевод денег. В дальнейшем структура и функции Смоленского губернского казначейства не изменялись до октября 1917 года, когда был создан финансовый отдел Смолгубсовнархоза, и казначейства перешли в его ведения. В советское время в результате финансовых мероприятий Комиссариата финансов (национализация банков, аннулирования процентных бумаг, создание местных финансовых органов) кассовые операции госбюджета стали исполняться органами государственного банка. Исполнение российского бюджета и контроль за расходованием государственных средств в Российском государстве традиционно осуществлялось казначейскими учреждениями, а после 1917 года созданными на их основе приходно - расходными кассами Наркомфина. С середины 20-х годов функции казначейства были переданы Госбанку. Возрождение казначейства на Смоленской земле состоялось 15 декабря 1993 года в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации в„–90 л/с от 20 октября 1993 года. Создание городских (районных) отделений было завершено в июне 1994 года. На территории области органы федерального казначейства функционируют в 26 районах и городах, и выполняют задачи и функции, возложенные на органы казначейства, связанные с исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам. |